Книжный обзор Metro: интересные книжные новинки весны 2025

Книжный обзор Metro: интересные книжные новинки весны 2025
15:00, 25 Апр.

Бестселлер недели Даниэль Шпек Йога Таун (16+) 2025. Фантом Пресс Аннотация: Благословенная эпоха "детей цветов". Берлинская преподавательница йоги Люси никогда не бывала в Индии, несмотря на свою профессию. Её любимый отец Лоу давно и прочно застрял в прошлом, в рок-музыке 1960-70-х, мать Коринна – звёздная тележурналистка с блестящей карьерой.

Однажды Коринна исчезает. Встревоженные Люси и Лоу начинают поиски, которые приводят их в знаменитый индийский Ришикеш, священный город, место, имевшее огромное значение для хиппи в конце 1960-х, а сейчас ставший, по сути, мировой столицей йоги.

В 1968-м Лоу с младшим братом Марком и двумя девушками отправились в путешествие по "дороге хиппи" в знаменитый ашрам гуру Махариши, куда приехали также и "Битлз" со своей свитой.

Наше мнение: Все романы звезды современной немецкой литературы Даниэля Шпека ("Йога Таун" – уже четвёртый по счёту) строятся по одному принципу или шаблону.

Есть солнечная, сытая современность, есть драматическое прошлое. Одно соединяется с другим через героев, которые в определённой ситуации начинают копать историю своей семьи и получать на руки "старые кости".

Это ни в коем случае не укор, пока система работает. В последней на сегодняшний момент книге мы опять меняем географию – при этом кардинально.

Сицилия, Марокко и даже Израиль уступают место яркой Индии (а по ходу и ряду других локаций), пусть в несколько стереотипном виде (просветление, йога, философия), но не суть. В отличие от предыдущих романов, здесь не будет вкраплений трагических событий – войны или побега евреев на Ближний Восток.

Точнее, в исторической перспективе не будет, в личной – напротив, но в очень ограниченном варианте – суженном, по сути, до масштабов одной жизни.

Шпек тянет нить от модных сегодня йога-ретритов до, как бы сказала молодёжь в своих чатах, "базы" – тех самых "детей цветов", которые бежали в Индию за мудростью и подсказками.

На страницах действуют вполне себе живые гуру и музыканты The Beatles в полном составе – не на отдалении, а во взаимодействии с героями. Они дежурно выбирают еду, разглагольствуют, покупают алкоголь из-под полы.

На этом фоне разворачивается эмоциональная история поиска своей родни и корней, которая, конечно, приведёт к поиску себя. Роман написан увлекательно, красочно, авантюрно.

В нём много приключений (да-да, в этом давно утерянном смысле), переездов (по сути это до определённого момента роуд-муви), диалогов, ссор и любовных похождений. Будет, разумеется, и тайна, которая, в конце концов и к большому сожалению, решена довольно бесхитростно и не очень правдиво.

Надежда "Йога Тауна" в том, что читатель либо обладает специфическим бэкграундом (к примеру, любит музыку 60-70-х, прикасался к истории хиппи), либо увлекается сейчас духовными практиками, а может быть, искренне хочет этим всем проникнуться.

В противном случае он может потеряться в терминах, названиях групп и альбомов, локациях, которые будут ему не очень близки.

Основной минус шпековской истории в том, что она по сути заканчивается на середине. Если не брать интригу (условную – связанную со смертью дяди главной героини), то во второй половине текста решительно ничего не происходит, а финал может и вовсе показаться скучным.

Он просто есть, с ним надо смириться. Да, здесь будет много деталей из жизни ашрама и битлов, атмосфера солнечной Индии, нескончаемый поток вайбов и экзотики, но совершенно не обязательных, которые можно опустить.

Незыблемым остаётся лишь посыл о любви и дружбе. Возможно, и этого уже немало в нынешней действительности… All we need is love.

Книжный обзор Metro Предоставлено организаторами Фото: История недели Рэймонд МакНалли, Раду Флореску, Раду Р. Флореску Настоящий Дракула (18+) 2025. Манн, Иванов и Фербер Аннотация: Враги клеймили его безумным психопатом и "колосажателем", сторонники – жестоким, но справедливым политиком, а подданные почитали как великого господаря и героя, давшего отпор туркам-османам.

Когда соавторы этой книги впервые прочитали роман Брэма Стокера "Дракула", они усомнились, что сюжет о кровожадном вампире – всего лишь дань традициям готического романа ужасов.

Изучая историю жизни настоящего Дракулы, они подтвердили свои догадки: современники и историки называли реального Влада Цепеша, прототипа знаменитого графа-вампира, одновременно и "кровопийцей", и "интереснейшей личностью в истории".

Его сложный, противоречивый характер был продуктом своего времени, когда феодальные устои и власть церкви ещё не были до конца изжиты, а ценность человеческой жизни была ничтожно мала.

Прочитав это захватывающее историческое исследование, вы согласитесь, что по сравнению с настоящим Дракулой вымышленный граф-вампир выглядит весьма бледно! Наше мнение: Начнём не с мифов и Брэма Стокера, а с обложки, увидев которую читатель сразу подспудно представит себе очередной простенький фэнтезийный роман про вампиров и для подростков.

Иногда мультяшным образом можно обновить классику и подать её на блюдечке подрастающему поколению, но это не тот случай совершенно.

Под завлекательной картинкой – жёсткая, даже брутальная, сложная, очень подробная и захватывающая история из Средневековья, которая хитросплетением событий может посоревноваться с "Песнью льда и пламени" ("Игра престолов") и прочим эффектным тёмным фэнтези.

При этом в исследовании все зверства и "практики" борьбы с неугодными изображены очень натуралистично – на все 18+.

За пределами странной обложки "Настоящий Дракула" – многогранный портрет знакового славянского воеводы, который ещё при жизни своим присутствием внушал противникам ужас.

Даже пленником в поздние годы его брали на встречи с посланниками турецкого султана, чтобы им было некомфортно от одного лишь взгляда Влада Цепеша ("Колосажателя").

Помимо жизни господаря, которая своей сложностью и противоречивостью действительно напоминает авантюрный роман в жанре дарк-фэнтези, разве что без драконов, это в первую очередь история о Валахии, исторической области на юге современной Румынии, удивительном регионе Восточной Европы, где в какой-то момент сошлись интересы западного мира и восточного.

Трудно представить, как жили тогда люди – в постоянном страхе от набегов со всех сторон и одновременно своеволия собственных "царьков", которые могли посадить на кол только за неправильный ответ на каверзный вопрос о правителе.

Более того, опять же на сравнении кровавых фэнтезийных романов и истории (со всеми условностями и погрешностями) реальность оказывается гораздо более жестокой и непредсказуемой – на горе современным авторам.

В книге масса документальных сюжетов, летописей и писем, данных археологических раскопок, а также личные заметки авторов.

Они, как и биограф Брэма Стокера сто лет назад, проехали по длинному маршруту героев знаменитого романа.

Самое удивительное, что книга, в которой исторические даты и факты льются рекой (как и кровь), иногда без абзацев, читается влёт и заставляет в нетерпении переворачивать страницы, предлагая то удивительным образом сопереживать Дракуле, то ненавидеть его.

Это ли не успех? Книжный обзор Metro Предоставлено организаторами Фото: Фэнтези недели Бэлью Брэдли Двенадцать королей Шарахая (18+) 2025.

АСТ Аннотация: Шарахай – великий город в пустыне, центр культуры и торговли. С незапамятных времен им правят Двенадцать королей – жестоких, могущественных и бессмертных.

Непобедимые хозяева пустыни, они удерживают власть с помощью армии Серебряных копий, элитного отряда Стальных дев и особых защитников – ужасающих асиримов. И вот уже четыре столетия нет никакой надежды на освобождение.

Но, выйдя на улицу в священную ночь Бет За’ир, отважная Чеда из западных трущоб бросила вызов древним законам. В свете лун-близнецов она узнала страшную тайну из прошлого Королей и наткнулась на разгадку собственного происхождения.

Истина способна сломать железную хватку королевской власти… если только всемогущие Короли не доберутся до Чеды первыми. Наше мнение: Цикл "Песнь раскалённых песков" американского автора Бэлью Брэдли насчитывает шесть полноценных романов и приквел.

"Двенадцати королей Шарахая" вполне достаточно, чтобы решить для себя, ждать продолжения на русском или нет, поскольку дебют "упакован" по полной, в нём есть практически всё, что в дальнейшем будет играть роль в рамках сеттинга и истории.

Самый главный успех автора – мир, в котором традиционное эпическое фэнтези с ориентирами на Толкина, Мартина, Кука соединяется с "Латунным городом" Чакраборти.

В "оживлении" песков Брэдли неплох, картинка перед глазами рисуется живая, бурлящая, даже несмотря на то, что повествование в первом томе по сути ограничивается несколькими локациями: улицы, бойцовские ямы и так далее.

Так что не рассчитывайте на очередной резвый поход партейки героев, идущей изучать иные королевства. Мы побегаем вокруг да около, со всеми познакомимся, подерёмся и полюбим друг друга (во всех смыслах), а после дежурно оставим дальнейшие разборки сиквелу.

После сеттинга другие очевидные элементы удачного фэнтези-романа – герои и насыщенность книги событиями.

И в этих составляющих у Брэдли всё уже не так хорошо, скорее чуть выше среднего. Хрестоматийным и шаблонным персонажам не хватает глубины, а флешбэки, к сожалению, не помогают в полной мере их оживить, добавить костям мяса, детализировать их бэкграунд и характер.

Они же, постоянные перебивки картинами из прошлого, негативно влияют на динамику. Мы только слегка разгоняемся – и тут герои проваливаются в воспоминания.

Что касается интриги, то она относительная, опять связанная с миром саги больше, чем с героями. Но всё это не умаляет достоинства "Песни раскалённых песков", которая вполне тянет на нормальный дебют долгоиграющего цикла.

Книжный обзор Metro Предоставлено организаторами Фото: Научпоп недели Джей Оуэнс Пыль. История современного мира в триллионе пылинок (16+) 2025. АСТ Аннотация: Пыль путешествует по континентам, вычерчивая историю нашего мира и его преобразований.

От американского Пыльного котла 1930-х годов до ледяных щитов Гренландии сегодня, через пыльное морское дно ныне высохшего Аральского моря в Узбекистане и ядерные осадки Чернобыля эта книга исследует, что такое пыль и какое влияние она оказывает на нашу жизнь.

Современный мир, в конце концов, скреплён и пронизан пылью. На страницах книги мы встретим людей, которым приходится жить среди песчаных бурь, активистов, которые бросили вызов пыли и пытаются её побороть, и тех, кого она изгнала из привычных мест обитания.

Наше мнение: У Джея Оуэнса выходит в концептуальном плане очень интересная заготовка и неровная реализация.

На пыль мы действительно обращаем мало внимания, а если и обращаем, то скорее на бытовом уровне, когда после зимы в российских городах становится непросто дышать, а пылевые бури гуляют по тротуарам до первых дождей.

Автор, привлекая науку, пытается объяснить множество экологических катастроф, включая близкое жителям СНГ обмеление Аральского моря, и показать, что нас ждёт дальше.

"Пыль связана не только со смертью, но и с этим чудовищным безразличием. Она обозначает отсутствие не только жизни, но и перспективы иметь хоть какое-то значение", – пишет Оуэнс в духе фатализма, которым насыщен текст.

В книге сплетаются научные факты, "пылевая" история от Средневековья до наших дней, интересы государств и корпораций, экологические теории и много чего ещё. Проблема в том, что стройной концепции автор так и не предлагает.

Сам текст напоминает сборник эссе, а не строгий научпоп, выдержанный от начала и до конца вдоль одной линии. Наличие фактологии подпорчено дефицитом академической глубины (нужно более интенсивное научное погружение), а общий тон – явными предпочтениями автора, которые дополняются его политическими воззрениями с ноткой теорий заговора и либеральных банальностей.

Тем не менее "Пыли" вполне достаточно, чтобы рядовому читателю, не слишком сведущему в науке, задуматься и сделать для себя какие-то выводы.

Ракурс, по крайней мере, выбран верно. Книжный обзор Metro Предоставлено организаторами Фото: Современная проза недели Янь Лянькэ Сны деревни Динчжуан (18+) 2025.

Синдбад Аннотация: Это роман об эпидемии ВИЧ, охватившей многие провинции Китая в начале девяностых, когда правительство решило развивать собственный рынок плазмы крови и объявило кампанию "донорской экономики".

По всей стране открылось множество "кровпунктов", в деревнях появились "кровяные старосты". Соблазнённые лозунгом "Сдавай кровь и богатей", прозябающие в бедности крестьяне бросились сдавать кровь и из-за антисанитарных условий массово заражались ВИЧ-инфекцией.

Через некоторое время по стране прокатилась опустошающая целые деревни смертоносная волна эпидемии.

Наше мнение: Янь Лянькэ – крайне нестандартный китайский писатель. Поднимая очень важные и болезненные для своей страны темы, будучи сатириком в классическом понимании (то есть обличая с помощью гротеска, пародии, аллегорий), он дрейфует где-то на полпути от "запрещёнки" до официальной литературы.

Некоторые его работы больше нельзя публиковать в Китае - "Сны деревни Динчжуан" тоже какое-то время были запрещены.

В ряде он, по собственному признанию, практикует самоцензуру, чтобы его произведения всё-таки до читателей доходили. Данный роман, который также пришлось "порезать" ради появления в книжных, основан на личном опыте автора.

Он три года провёл в помощниках у местного антрополога в провинции Хэнань, раскапывая факты, касающиеся малоизвестного эпизода из истории Поднебесной. И неприглядная правда, разумеется, не понравилась власть имущим.

С одной стороны, это сюжет о "кровяном бизнесе" 90-х, когда сотни пунктов по сбору материала возникали по стране и в конечном счёте привели в условиях антисанитарии и попытки заработать лёгкие деньги к разгулу заболеваемости СПИДом.

С другой, как принято у Янь Лянькэ, аллегория того, какую цену приходится платить за стремительное развитие экономики, когда на фоне растущих заводов и возникающих из ниоткуда городов происходит разрушение традиционного института семьи, а в целом – деревенских сообществ.

Кровное родство в сельской местности на протяжении сотен лет формировало идентичность и культуру Китая, где каждый друг друга знает и относится по-братски.

Теперь оно уступает место всем условностям городской жизни, в которой, наоборот, царят соперничество, жадность, зависть, враждебность и одиночество.

Писатель использует полный набор художественных приёмов сатиры - от иносказания до гротеска, но далеко не все эпизоды, встречающиеся по ходу, являются сюрреалистическими. Многие традиции, к примеру, свадьбы с мертвецами, которые должны сопровождать людей в загробный мир, имеют тысячелетнюю историю.

Стилистически и повествовательно "Сны деревни Динчжуан" – филигранно написанный роман, который полностью реализует задумку.

Это и живой, красочный с точки зрения характеров, диалогов и описаний текст, и одновременно детальная картина рушащегося мира, которая вызывает трагическое ощущение. В ней практически каждый в той или иной степени негодяй, готовый поступиться принципами и вырвать кусок из глотки.

И, пожалуй, невиновных здесь нет. Контраст страшный и показательный. Книжный обзор Metro Предоставлено организаторами Фото:.

Рубрика: Главные новости. Читать весь текст на www.metronews.ru.