Шалманы с Ай-Петри станут дорогами

История освоения бойкими коммерсантами одного из самых туристически привлекательных мест Крыма – плато Ай-Петри – насчитывает не один десяток лет.Несколько руководителей региона пытались и по-хорошему, и по-плохому договориться с шашлычниками о демонтаже незаконных закусочных, иные – настойчиво игнорировали проблему, предпочитая не обострять. Тем более что эта тема всегда имела некоторый межнациональный подтекст. Антисанитария и архитектурный хаос возмущали часть местных жителей и туристов, но бизнес процветал – многие уходили со знаменитой горы с горячими чебуреками и сувенирами.

Наша песня хороша, начинай сначала…

Осенью 2016 года ялтинские чиновники вручили владельцам 120 объектов на плато Ай-Петри уведомления о необходимости снести постройки. Однако на этом, ожидаемо, решительные действия и закончились. В декабре на итоговой пресс-конференции главы Республики Крым Сергея Аксёнова корреспонденты федеральных телеканалов с лёгким разочарованием в голосе спросили: когда же наконец поедем снимать снос самостроев?

Поехали 22 мая 2017 года. Процесс демонтажа запустил лично Аксёнов. Выяснилось, что участок в районе верхней станции канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» имеет вполне официального землепользователя в лице фирмы «Шарм» (зарегистрирована в Ялте), у которой оказалось аж 45 соучредителей. О результатах их переговоров с властями журналистам рассказал директор компании Нариман Куртбединов.

«Фирма «Шарм» долго пользовалась данным земельным участком, но мы приняли решение о том, чтобы добровольно освободить его в связи с тем, что он находится в экологической зоне, – рассказал он. – Властями Крыма было принято решение совместно с нами идти к общему диалогу о том, чтобы мы демонтировали данные строения, так как это заповедная зона и является визитной карточкой и жемчужиной Крыма».

Глава Крыма распорядился полностью расчистить участок к 1 июля и передать в управление Ялты. Спустя месяц после этих событий корреспонденты отправились на плато, чтобы посмотреть, как продвигаются работы.

Были шалманы – станут дороги
Накануне поездки на плато Нариман Куртбединов заверил нас по телефону, что предприниматели, согласившиеся добровольно демонтировать свои незаконные объекты, соблюдают договоренности по срокам сноса и всем довольны. «Настроение отличное, все довольны, работа двигается. Те сроки, которые мы обговорили, соблюдаются», – рассказал он. Не обманул.

Ровно через месяц после официального начала работ площадка представляет собой практически сплошную кучу строительного мусора. Нетронутыми остаются пара строений и металлических каркасов. Работает тяжёлая техника, процессом руководят бригадиры с рациями.

Один из них, по имени Арсен, представился руководителем подрядной организации, которая занимается демонтажем объектов, и рассказал, что они намерены делать с руинами от шашлычных.

«У нас площадка находится в Ялте, где мы перерабатываем строительные отходы, даём им вторую жизнь. С этого материала мы получим как минимум 17 фракций разных, которые в дальнейшем мы можем использовать для строительных работ, автомобильных дорог», – пояснил он.

Вывоз строительного мусора начнётся 25 июня, из-за этого придётся на время перекрыть автомобильную и канатную дороги.

«Поскольку невозможно проехать двум встречным машинам, дабы избежать проблем, мы будем вывозить это с 25 числа (июня), – уточнил Арсен. – До первого числа (июля) все объекты будут снесены, площадка будет чистая полностью».

Неподалеку от площадки расположился со своими сувенирами местный житель Рустем. Он крутится на плато уже шестнадцатый год. «Сначала шашлычником работал, потом людей зазывал покушать, потом уже на сувениры перешёл», – рассказал Рустем. По наблюдениям аборигена, процесс демонтажа проходит вполне мирно.

«Конфликтных ситуаций пока не было. Все спокойно взяли деньги и потихонечку разбирают, – поделился он. – Они, вроде, вчера (21 июня) объявили, что сувенирные лотки пока останутся».

Коллега Рустема, предлагающий фото на магнитиках, Николай приехал из Новосибирска. На плато работает уже второе лето подряд. С высоты своего жизненного опыта он относится к ситуации с типично русским фатализмом.

«Кого коснулось, настроение не очень, кого не коснулось, может быть, даже получше, – философствует Николай. – Все смирились, я думаю. Мы-то привыкли, а местные здесь только начинают привыкать».

Нетронутая природа vs цивилизация
собых изменений турпотока местные пока не замечают. Только прохладное начало лета, как и везде, внесло свои коррективы.

По наблюдениям корреспондентов, туристы достаточно бодро минуют развалы с сувенирами – тарелочками, чаями и магнитиками давно никого не удивишь. Сделав десяток селфи на смотровой площадке возле верхней станции канатки, отправляются в сторону указателей на пещеры «Ялтинская», «Геофизическая» и «Трёхглазка», где попадают в руки другой группы бизнесменов: на выбор предлагаются конные прогулки (средняя такса – 500 рублей за полчаса), поездки на квадроциклах и автоэкскурсии в сторону Большого каньона Крыма или по другой дороге к водопаду Учан-Су. Можно покататься на троллее.

Туристки Аина и Мила из Санкт-Петербурга поделились с корреспондентами агентства впечатлениями. Они ехали, в первую очередь, чтобы полюбоваться видами: с Ай-Петри открывается прекрасная панорама на берег Чёрного моря и Ялту. Говорят, строительная техника и мусор прогулку не испортили.

«(Важнее) нетронутая природа», – говорит Мила. А мама добавляет: «Одно другому не мешает. Хочется, чтобы немножечко было и цивилизации, и отдохнуть, и перекусить. Лишь бы ценник не заламывали».

Собеседницы агентства с семьёй поднялись на плато на канатной дороге, а обратно решили отправиться с автоэкскурсией.

Чисто плато пусто не бывает
Предпринимателям, которые добровольно снесут самострои на плато Ай-Петри, Аксёнов обещал подобрать другие площадки для размещения торговых точек.

«Альтернативные обещанные места уже показаны – это земельный участок в Симеизе и земельный участок в Бахчисарае, – рассказал Крыминформу директор фирмы «Шарм» Нариман Куртбединов. – На данном этапе мы рассматриваем наиболее выгодный путь получения данного земельного участка, потому что у нас, согласно законодательству, либо с торгов, либо инвестпроект, либо свободная экономическая зона. Мы рассматриваем альтернативы – выбираем, какой вариант лучше. Чтобы впоследствии было проще реализовывать те задачи, которые берут на себя предприниматели».

Как уточнил бизнесмен, предложенный в качестве альтернативы участок в Симеизе располагается вдоль трассы напротив горы Кошка, его площадь – 2 гектара. Бахчисарайский вариант находится около объездной дороги, его площадь – примерно 0,5-0,7 га.

При этом, конечно, многие обитатели плато уверены, что такое «прикормленное» место долго пустовать не будет. Тем более что соседняя площадка (возле метеостанции) пока под снос не пошла.

Нетронутым остаётся и четырехэтажное здание у обрыва, которое здесь между собой называют «гостиницей».

Проект преобразования плато Ай-Петри был представлен в конце марта. Глава Ялты Олег Ростенко назвал его ландшафтно-развлекательным кластером. Среди идей, которые предлагается реализовать на плато, – сад камней, стеклянные смотровые площадки и каменный лабиринт. Кроме этого, составители проекта хотели бы построить самый длинный в мире троллей протяженностью 2,6 км. Про «гостиницу» в этом проекте речи пока не идёт, однако это лишь концепция, под которую пока даже не определено финансирование.

Местный сторож Геннадий так и заявил корреспондентам агентства: «бабки решают все!»

Фото

По материалам : Крыминформ )

Социальные комментарии Cackle
Добавлено: 27-06-2017, 13:59
0
257
Приглашаю присоединиться ко нам в:

Присоединиться в ВКонтакте Присоединиться в Facebook Присоединиться в Твиттере Присоединиться в Google Плюс Присоединиться в Одноклассники

0

Похожие публикации


Наверх